Алексей Никишин рассказал, как фотография может стать произведением искусства

22 февраля в галерее “Проспект” открылась выставка московского фотографа Алексея Никишина Психологический портрет и интеллектуальный
жанр
. Барнаул стал первым городом, с которого начался большой выставочный тур фотографа по регионам России.

Никишин – один из признанных мастеров современной черно-белой арт-фотографии, член Международного союза художников (IFA UNESCO), Творческого союза художников России и Союза фотохудожников России,
лауреат международных конкурсов фотографии, но широкой публике известен в первую очередь как автор проекта “В роли себя” – цикла психологических портретов известных российских деятелей
культуры и искусства, в котором приняли участие такие звезды, как Андрей Макаревич, Чулпан Хаматова, Владимир Спиваков, Сергей Безруков и многие другие.

Алексей читает спецкурс по фотографии на факультете искусств МГУ и дает мастер-классы по всей стране. Последние часто заканчиваются тем, что кто-то из фотографов покидает аудиторию со словами:
“Спасибо, Алексей, я больше не буду снимать, потому что я все делал не так”. Свой взгляд на то, как и зачем стоит фотографировать, Алексей Никишин представил в интервью сайту Культпоход.

Пленка

– Пленка заставляет думать. Когда у фотографа в распоряжении всего 12 кадров, он должен внимательнее относиться к тому, как их использовать. Имея в распоряжении “бесконечную” флешку, вы
нажимаете, нажимаете и… не думаете.

За границей человек, который пришел учиться фотографии, первые три года снимает только на пленку. Мало того, он своими руками все проявляет и печатает. Чтобы понять, что фотограф должен нажимать на
кнопку только один раз, и этот один раз должен стать точным попаданием.

Цвет

– Когда вы снимаете в цвете, вы должны понимать, что цвет – это выразительное средство, которое вам необходимо использовать. Как, например, это делают Сергей Параджанов или Питер Гринуэй в
своих фильмах. Если их картины перевести в черно-белый формат, то все разрушится.

Большинство фотографов этого не знают или об этом не думают. Многим кажется, что если фотоаппарат выдает им цветную картинку, то они сделали цветную фотографию. А нет! Чтобы фотография получилась
цветной, цвет должен стать языком этой фотографии.

Подход

– Произведение искусства – это пропущенная через автора действительность. Художник должен ее рассмотреть, что-то понять, а потом выдать на бумагу.

В фотографии, которая содержит в себе некую документальность, сделать это сложнее. К примеру, в живописи изобразительные средства художника позволяют ему в большей степени выражать себя, чем
отражать реальность. Для фотографа снять не то, что было в действительности, – очень непростая задача: уйти от фабулы, от контекста фотографии и прийти куда-то глубже.

Фотография Алексея Никишина – это то, что видит он, а не то, что происходит на самом деле.

Процесс

– На одну съемку у меня всегда уходит три часа. Я бы с радостью делал это и дольше, но, к сожалению, за это время устаю и больше не могу фотографировать.

Я всегда разговариваю с людьми во время съемки. Когда ваш интерес искренний и взаимный, беседа так увлекает, что вы все три часа не можете оторваться друг от друга. Часто бывает, что разговор
захватывает настолько, что я уже даже не могу фотографировать.

Мне вообще хочется, чтобы во время фотосессии что-то происходило. А когда тебе издалека кричат: “Давай, улыбайся зубами и смотри в кадр”, как это обычно происходит при съемке обложек, то
сразу становится скучно.

Портрет

– Проект “В роли себя” показал, что никто не знает, каким человек является на самом деле. Даже он сам, что самое страшное.

В нашем мире все пытаются чему-то соответствовать. Снять человека в рамках какой-то социальной игры достаточно просто. Задача настоящего фотографа – показать человека, который находится вне своих
представлений о чем-то.

В каждом человеке есть что-то новое, интересное, необычное. Интересно это открыть. Ваша задача – подсмотреть это что-то пока вы фотографируете. Если человек сам старается вам что-то
продемонстрировать, то, скорее всего, это нечто надуманное. Большого фотографа это не должно интересовать, потому что ему предлагают подделку.

Зритель

– Искусство существует не для массового зрителя. Чтобы его понимать человек должен быть подготовлен. И чем дальше ты, как художник, забираешься, чем больше открываешь, тем уже становится твоя
аудитория. В конце концов ты выстреливаешь туда, где тебя вообще никто не понимает.

Даже выставляясь в музеях и галереях, я не рассчитываю на какую-то широкую аудиторию. Для меня это бессмысленно, потому что все не увидят того, что я снял. Многие увидят только поверхность –
узнают Андрея Макаревича, Чулпан Хаматову, обрадуются своему открытию (они узнали!) и пойдут домой рассказывать родственникам. Это не мой зритель.

Для меня важно мнение людей близких мне по духу. Таких людей мало и я ими очень дорожу, потому что без них было бы тяжело двигаться дальше.

Один из них – Антон Шагин. Сейчас он пытается написать стихи, которые мы будем публиковать рядом с моими фотографиями. Это будут стихи не о том, что снято на фотографии, а о том, что он
почувствовал, что только могло бы на них появиться.

Актуальность

– Современная фотография серьезно отличается от классической. Она совершенно другая по смыслам, композиции и всем прочим составляющим. Правда, в России о ней почти ничего неизвестно. И это стыдно.
Все ходы, идеи и даже формы, которые сегодня всплывают у нас на фестивалях, – лишь повторение того, что уже было придумано лет 20-30 назад в Европе.

В последние пару лет в Москве появилось достаточно много крупных конкурсов. И та фотография, что там представлена, очень скучна – она вся репортажная, социальная, а так нельзя.

Мне кажется, у нас сейчас происходит паразитирование на архетипах – смерти, старости, детства… Детство снимается через ребенка, старость – через старушку. Но что здесь можно
открыть? Вот если бы через старушек или детей говорилось что-то другое… Может быть, примитивный пример, но та же Салли Манн или Евгений Мохорев через детей раскрывают другие смыслы. Я не
призываю снимать как они, в некоторых странах это вообще запрещено, но тем
не менее есть и другие смыслы, кроме тех, что дети детские, а старики старые.

Статья опубликована на сайте Культпоход

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in Интересные люди, Ссылки, Это интересно. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>